МБОУ "Старокуклюкская средняя общеобразовательная школа" Елабужского муниципального района

 

История школы

 

ИСТОРИЯ  ШКОЛЫ

 

В XIX в. в Черкасовской волости было 3 школы:

В селе Архангельское  (Большое Елово) с1867 г.

В селе  Умяк с 1868 года.

В деревне Мишкоовраг  с1897 года.

                        5 школ миссионерских.

Проектировалось строительство школы в деревне Мишкин Овраг, в которую должны были ходить 21 ученик из деревни Старый Куклюк.

             Мишкооврагская  земская школа открыта в 1904 году. Учительницей работала Завьялова Екатерина Степановна, дочь мещанина  из города Елабуга, окончившая женскую гимназию.

В период с 1907 по 1908 год работала учительницей Дертова Александра Павловна, окончившая Вятское  женское Епархиальное училище, а с 1908 по 1916г. работал  учителем Платонов Алексей Платонович, мариец по национальности, хорошо  владеющий  марийским, татарским, русским языками. Школу посещали дети трех национальностей: русские, кряшены, марийцы из деревень: Старый Куклюк, Нижний Куклюк, Студеный Ключ, Мишкоовраг. В 1909 г. открылся второй класс-комплект. Во втором  комплекте работал учителем сын мещанина города Елабуга Зайцев Петр Михайлович, окончивший Елабужское городское училище. В 1914 году после его мобилизации на военную службу, стала учительствовать Шеффер Мария Ивановна. В последствии ее сменила Сушкова Мария Родионовна.

В 1918 г. в нашей деревне были открыты три сельские школы при частных квартирах: Пономарева Петра, Баранова Степана  и  Березкина Петра. При  широком участии общественности организовали несколько ликпунктов - школ по ликвидации неграмотности среди взрослого населения. В одной из школ работала учительницей Евдокия Архиповна.

Бывший учитель-ликвидатор неграмотности в 1922-1923 годах Полетаев Михаил Дмитриевич в 1928-29 годах работал секретарем сельского совета. От имени граждан деревни начал ходатайствовать перед отделом народного образования (КОНО) о постройке нового школьного здания. Ходатайство граждан было утверждено и выделены средства. В 1934 году школьное здание было готово и сдано в эксплуатацию под начальную школу.

В комиссию по приему здания школы входили:

- председатель сельского Совета   Петров Василий Иванович;       

            - секретарь сельского Совета Овечкин Степан Кузьмич;

            - заведующий школой Спиридонов Алексей Васильевич, проработавший в данной школе 23 года.

В 1936-37 учебном году начальная школа была преобразована в семилетнюю. Директором школы являлся Андриянов Алексей Андриянович, окончивший Чистопольский медрабфак, завучем - Федоров Яков Федорович, окончивший Красноуфимский педагогический техникум и четыре учителя с краткосрочных курсов.

С 1939 по 1941 годы директором школы работал Федоров Я.Ф.. За эти довоенные годы школа выпустила 79 учеников с семилетним образованием.  Некоторые выпускники, окончившие эту школу,  продолжили свое образование и работали на ответственных постах.

В1941 году учителя Андриянов А.А, ФедоровЯ.Ф., Балтаев Г.С, Айкашев В.Д, Колбасов М.В. были мобилизованы в ряды защитников нашей Родины. Учащиеся семилетней школы были распущены, и школа закрылась. А начальная школа, которой заведовала Иванова Агафья Ивановна до 1944 года, продолжала работать.

 В 1944 году открылся 5 класс вечерней школы,  директором которой был Медведев Владимир Тимофеевич, заведующим - Богатырев Петр Афанасьевич. Первый выпуск состоялся весной 1947 года. Учащиеся успешно выдержали выпускные экзамены по программе дневных семилетних школ.

С 1947 года вечерняя школа преобразована в дневную.

Учащиеся были охвачены из 11 деревень: Старый Куклюк, Нижний Куклюк, Студеный Ключ, Мишкоовраг, Княжево, Умяк, Верхний Умяк, Верхний Шурняк, Черкасово, Красная Горка, Красный Яр. Учились дети разных национальностей: марийцы, русские, татары. Школа уже занималась по программе для русских школ.

В1947 году из 12 учителей семь имели незаконченное высшее образование, пять - специальное среднее образование.

            В 1960 году школа  преобразована в восьмилетнюю. На протяжении этих лет  в школе работали лучшие преподаватели, такие как Мельникова Вера Анисимовна (1965 - 1991 годы), Филиппова (Шабалина) Елизавета Васильевна ,Шабалин Леонид Васильевич (1964 – 1972г.г). Мельникова В.А. являлась завучем школы и преподавала предмет географию. За высокие успехи в обучении и воспитании подрастающего поколения ей присвоен знак «Отличник просвещения». Филиппова Е.В. в 1968 году закончила Йошкар-Олинский педагогический институт и  работала учителем начальных классов, педагогический стаж которой составляет 40 лет. За особые заслуги награждена медалью, грамотами, является ветераном труда. Шабалин Л.В. после окончания ЕГПИ   работал учителем русского языка и истории, вел общественную и краеведческую работу. Им собран богатый материал об истории школы. В 1973 году закончил заочно Казанский пединститут. В настоящее время проживает в городе Набережные Челны, возглавляет общину марийцев и руководит фольклорным ансамблем «Марий сем».

 В 1987  году построено новое типовое здание по проекту сельских школ на 192 мест учащихся.  Директором средней школы  назначен Мельников Иван Николаевич,    В  данной школе обучаются дети из близлежащих деревень: Шурняк, Умяк, Черкасово, Мишкоовраг, Нижний Куклюк,  Атиазы. Через год школа  реорганизована в общеобразовательную.

В 1991 году Мельников И.Н. избирается председателем  Старокуклюкского сельского Совета. За время его работы в сельском Совете  директором школы назначается учитель русского языка и литературы  Гайфутдинова Муслима Фархшевна. В Старокуклюкской школе Муслима Фархшевна работала с 1987 по 1992 год. С 2003 года она работает главным специалистом по национальному образованию филиала РЦМИК в Елабужском муниципальном районе

Гайфутдинову М.Ф. Рыжкова Татьяна Ивановна- учитель математики высшей квалификационной категории. С  1983 года работает в данной школе, которая  работала директором школы 4 года и завучем 8 лет. Отличник просвещения, дипломант районного конкурса «Учитель года -2001»,  удостоена Диплома II степени V Республиканского конкурса авторских программ 2003 г, Диплома III степени Республиканского конкурса «Классный руководитель -2005 г».

             Сначала создания школы и до наших дней было очень много выпускников, но среди них есть наиболее отличившиеся. Это такие, как Тараканов Павел Петрович – полковник , начальник КГБ Республики Башкортостан, Малышев Петр Васильевич- профессор Санкт-Петербургского политехнического института, Андриянов Валерий Алексеевич- врач, хирург г. Красноярск, Исаев Василий Васильевич – инженер , работал в Министерстве  цветной металлургии, Любимов Владимир Яковлевич – бывший председатель колхоза «Труд», Козырев Леонид Анисимович – майор запаса МВД России, Ачаев Борис Матвеевич- полковник милиции, начальник Бугульминского РОВД, Сухорукова Валентина Васильевна – главный врач тубдиспансера г.Нижнекамск, Баранов Анатолий Николаевич – начальник транспорта газопровода «Помары-Ужгород», Любимова Валентина Владимировна – главный бухгалтер НГДУ «Прикамнефть», Мельников Иван Николаевич – директор Старокуклюкской школы, Бахметов Аркадий Борисович – глава Старокуклюкского сельского поселения, Балашов Александр Васильевич – капитан, служит в ракетных войсках стратегического назначения, Колбасов Николай Калистратович – подводник Тихоокеанского военного округа и многие другие.

            В школе реализуется успешно Закон «О языках народов РТ». В равном объеме преподаются русский, татарский языки. Для марийской национальности введено изучение марийского языка в 1-11 классах.

            В школе проводятся  различные мероприятия  с этнокультурным марийским компонентом. Например: 8 ноября 2006 года проводился зональный семинар  педагогических работников школ Республики Татарстан по возрождению национальной культуры марийского народа. Этот семинар затронул наиболее накопившиеся проблемы школы с  многонациональным  составом учащихся, много говорилось о том, как сохранить и развивать родные языки в условиях многонациональной школы, как углубить изучение национальных традиций, обычаев, культуры, фольклора нашего села.

            В последние годы на уроках используется национально-региональный образовательный материал в условиях модернизации школы, происходит реализация и применение информационных технологий на уроках . Проводятся мероприятия посвященные татарским и марийским поэтам. И на фоне этих мероприятий учащиеся занимают призовые места на районных мероприятиях по татарскому и русскому языкам, математике, физике и на республиканских олимпиадах по марийскому языку.

            Есть выпускники окончившие школу на золотую и серебряные медали. И много учащихся поступают в высшие учебные заведения. Это очень радует нашу школу и преподавателей, дабы в былые времена  таковых было очень в малом количестве.

Закон РФ «Об образовании» устанавливает государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально- региональный компоненты. В последующих федеральных документах по образованию этот вопрос актуализируется, и развивается идея включения в  содержание из факторов духовно-нравственного возрождения народа, способствующий формированию чувств национального достоинства. Сегодня перед школой стоит задача – воспитать культурную, творческую личность, умеющую найти свое место в сложной, постоянно изменяющейся действительности. Найти нравственную основу для воспитания и развития подрастающего поколения можно в первую очередь в народных истоках. Это та точка опоры, которая складывалась веками, на протяжении столетий она была близка и понятна каждому. Решая задачу «Формирование общей культуры личности», прописанной в законе РТ «Об образовании», воспитателям необходимо помнить о бережном отношении к родному языку, истории, культуре. Выполняя закон РТ «Об образовании», мы учитывали различные природные условия, плотность населения, характера поселений (малые деревни).

Деревня Старый Куклюк в Елабужском районе уникальна тем, что это единственная школа в районе, где преподают 4 языка: татарский язык, русский язык, марийский язык и английский. Это связано с тем, что в центральной усадьбе деревни Старый Куклюк живут в основном марийцы, которые осели здесь в начале XVII века. Эта деревня находится на стыке различных культур и народов. Здесь взаимодействуют тюркская, угро-финская и славянская культуры. На территории нашего совета местного самоуправления проживают бок о бок, перенимая друг у друга элементы материальной и духовной культуры и сохраняя при этом свои национальные особенности, марийцы (66%) , русские (10%), крещеные татары (20%)  и др. национальности 4 %. Это накладывает на педагогический коллектив школы особую ответственность.

Мы живем в Республике Татарстан, где проживает много национальностей, но в большем количестве проживают татары и русские. Это особая этнокультура, среда, которая накладывает свой отпечаток на потребности и ориентиры каждой нации. С начала 1930 до 1947 года в нашей школе все предметы преподавались на марийском языке, но в связи с тем, что ближайшие деревни, где в основном проживали другие народности, стали сокращаться, а потом и исчезать, появилась необходимость открыть русские классы.

Пришло время, когда у всех народов возрос интерес к национальному: истории, обычаям, культуре, обрядам. В начале 90-х  годов у местного населения появился интерес к своему языку и обычаям. Исходя из пожелания местного населения, рекомендации Елабужского районного отдела образования и администрации Елабужского района в 1992 году в учебный план введен марийский язык в начальных классах по 1 часу в неделю. Вначале были проблемы (не было учителей, учебников, пособий),  в решении которых помогло  Министерство  Образования  Республики Мари – Эл, откуда были присланы учебники, пособия. Постепенно введено преподавание марийского языка и в старших классах по 1 часу в неделю.

            Преподаванием марийского языка дело не ограничивалось. При школе организован кружок марийского языка и при нем ансамбль «Зоренька (Эр ужара)», где на занятиях изучаются национальные традиции, обычаи марийского народа, которые в свою очередь прививают  уважительное отношение к своим корням и истокам. Дети   разучивают песни, танцы своего народа, знакомятся с народными инструментами, композиторами и талантливыми эстрадными певцами, изучают их творчество.

            Традицией кружка является совместная работа с жителями села. На школьные праздники, концерты, на занятия кружка приглашаются любители марийской песни - участницы художественной самодеятельности Пономарева Зоя Степановна, Балашова Валентина Константиновна, которые оказывают руководителю кружка  неоценимую помощь в формировании культурной личности. Дети с удовольствием поют народные песни, продолжая творчество старшего поколения.

            В школе традиционно проходит неделя марийского языка, где ансамбль выступает с народными песнями, учащиеся читают стихи, готовят национальные блюда, показывают обряды своего народа.  В  этих мероприятиях самые активные участия  принимают жители села.

            Вокальная группа «Эр ужара» выступает не только в школе, селе, но и в районных, республиканских мероприятиях.

     В 1997 году солистка ансамбля Васильева Анастасия участвовала на форуме в Набережных Челнах. В 1999 году в городе Елабуга ансамбль участвовал на III республиканском фестивале финно-угорских народов, за что в номинации «Наша надежда» был награжден дипломом и ценным подарком – музыкальным центром.  Традиционно ансамбль  участвует в  межрегиональном марийском празднике «Семык»,  районном конкурсе «Весенняя капель», где занимают призовые места и награждаются грамотами и дипломами. Каждый год ансамбль выступает с художественными номерами на праздниках Сабантуй, День города, Масленица. В канун Нового года проводится елка на марийском языке. В 2003 году ансамбль принимал участие на Всероссийском фестивале малых городов, который состоялся в г. Елабуге, и был награжден дипломом, почетной грамотой, ценным подарком, в чем большая заслуга руководителя  Васильевой Лидии Исламзяновны.

С 2000 года согласно приказу  МО РТ стали проводиться олимпиады по марийскому языку, появились  первые результаты. Так, в 2004 году наша ученица 8 класса Сорокина Альбина  в Казани по республике заняла второе место. Определились положительные тенденции в работе школы. Многие выпускники после школы остаются работать в деревне, некоторые после окончания вузов и техникумов возвращаются обратно в село. Так, например, долгие годы руководителем хозяйства работал выпускник нашей школы Рыбаков В. М., главой Совета местного самоуправления работает Бахметов А. Б..  Многие выпускники нашей школы после окончания педагогических вузов возвращаются учителями в родное гнездо.

Сегодня, когда в мире так обостряются национальные конфликты, очень важной является проблема воспитания детей в духе согласия,  мира и уважения к национальной культуре, языку, истории других народов.

Сайт создан по технологии «Конструктор e-Publish»